История группы Queen - передача #20 (Live Aid, альбом A Kind Of Magic (86))
Привет, друзья! Это наш юбилейный 20-ый выпуск «Рок Омлета» о группе «Queen». Алексей Апет у микрофона. Поехали!
В декабре 1984-го, взволнованный страданиями голодающего народа Эфиопии, Боб Гелдоф, в бывшем лидер группы Boomtown Rats, собрал "звездную" команду (под названием "Бэнд Эйд") для записи благотворительного сингла "Do They Know It's Christmas?" ("Знают ли они о Рождестве?"). Сингл стал очень успешным, поэтому неизбежно возник вопрос, как развить этот успех. Вместо записи новой пластинки Гелдоф решил организовать концерты с участием самых известных звезд рока.
Мы совсем не были знакомы с Бобом Гелдофом. Когда вышел сингл "Do They Know It's Christmas?", мы услышали на нем в основном молодые группы. Однако на концерт он приглашал много известных команд. Наша первая реакция была: "Ну, не знаем, всего двадцать минут, никакой настройки аппаратуры!.. Когда постепенно выяснялось, что все-таки гигантский концерт состоится, мы как раз закончили турне по Японии и сидели в гостинице, обсуждая, выступить на нем или нет, потому что от нас добивались определенного ответа. И мы согласились выступить. Мы не включились в спор о том, когда и за кем выйти на сцену, и — на удивление — оказалось, что мы удачно выбрали время.
Событие, названное «Live Aid» произошло 13 июля 1985 г. Основными площадками стали Стадион Уэмбли в Лондоне (вместивший 82,000 человек) и Стадион им. Джона Фицджеральда Кеннеди в Филадельфии (разместивший около 99,000 зрителей). Подобные концерты также прошли в Мельбурне и Японии. Для этого события была организована одна из самых значительных спутниковых телетрансляций в истории: порядка 1,5 миллиарда человек более, чем в 100 странах, смотрели мероприятие в прямом эфире. Успех и масштаб мероприятия был поистине колоссальным! Если в процессе подготовки события была надежда собрать хотя бы 1 миллион фунтов, то в итоге общий доход составил 150 миллионов фунтов стерлингов.
Никогда ранее ни один концерт не собирал столько звёзд английской и американской эстрады прошлого и настоящего вместе: Status Quo, Стинг, Фил Коллинз, U2, Dire Straits, Дэвид Боуи, The Who, Элтон Джон, Пол МакКартни, Black Sabbath, Judas Priest, Брайан Адамс, Santana, Мадонна, Эрик Клэптон, Led Zeppelin с Филом Коллинзом на барабанах, Мик Джаггер, Duran Duran и многие многие другие. Подождите-ка, а кого же мы здесь забыли упомянуть.... Мы забыли о группе, чьё выступление большинством обозревателей было признано самым лучшим на фестивале – группе Queen!
Время выхода группы на сцену действительно было выбрано отлично (шесть вечера), и они стали первыми, кого увидели телезрители в Штатах, поскольку именно в это время произошло подключение телемоста. За двадцать минут они отыграли свои самые популярные хиты, а под самый конец концерта Брайан и Фредди вновь появились на сцене и исполнили «Is This The World We Created..?»
Это удивительно: первая же строка этой песни — «Только посмотри, сколько голодных ртов нам нужно накормить». Просто не могу поверить. Как будто кто-то специально просил нас написать песню для этого события, а у нас уже была готовая.
Боюсь, мне будет трудно сдержать слезы, когда мы будем ее исполнять. Хотелось бы мне спеть ее как следует.
Это был первый день, когда я почувствовал гордость от того, что я участвую в музыкальном бизнесе, гораздо чаще я чувствовал нечто противоположное! Но тот день был великолепен: все участники забыли, что такое конкуренция... И мы получили огромную моральную поддержку, потому что мы увидели, насколько сильно нам симпатизирует публика в Англии и что у нас есть что предложить людям.
Участие в Live Aid вдохновило группу на сочинение песни "One Vision" (я бы перевёл это «Одно виденье», хотя встречаются и другие переводы: «Одна мечта» или «Один образ»). Начинается композиция с синтезаторного вступления, где непонятный искажённый голос произносит какие-то слова. Если прослушать эту часть в ускоренном режиме, мы услышим фразу «God works in mysterious ways...» («Пути Господни неисповедимы...»). В песне поётся о единении и братстве, ведь совсем не случайно слова в середине песни были взяты из знаменитой речи Мартина Лютера Кинга «Есть у меня мечта».
Есть в песни ещё один интересный момент. Последними словами в песни должны были стать «Just give me one vision», но Фредди решил пошутить и спел «Just give me fried chicken» («Просто дайте мне жареную курицу»). Говорят, что на обед у музыкантов в день записи действительно была жареная курица.
Сингл «One Vision» был выпущен 4 ноября 1985 и занял 7-ую строчку в Британии. На песню был снят клип, показывающий процесс записи композиции в студии. А нам остаётся только её послушать.
В начале 86-го кинорежиссер Рассел Малкэхи попросил группу написать тему для своего дебютного художественного фильма, фантастического эпоса под названием "Горец" с бюджетом 20 млн долларов. По его словам он выбрал Queen целенаправленно: «Когда я отснял этот фильм, я мог представить себе только одну группу, которая могла записать к нему музыку — "Куин". Музыка "Куин" как раз ложилась на фактуру фильма: эти музыканты обладают очень точным чувством образа».
После просмотра рабочего варианта фильма "Куин" загорелась энтузиазмом и решила записать полный "саундтрек" к фильму, захватывающей приключенческой истории о бессмертном Конноре Маклауде из клана Маклаудов, истории всем нам, наверное, знакомой по позднее снятому одноимённому сериалу.
Уже в марте 86-го "Куин" выпустила первый сингл с проекта "Горец" — "A Kind Of Magic" ("Некое волшебство"), который вышел на 3-е место британского хит-парада и 1-е место в хит-парадах тридцати пяти стран мира.
Отрывной точкой для написания песни явилась фраза «A Kind Of Magic», произнесённая главным героем фильма. Ухватившись за неё Тейлор создаёт скелет песни, позднее усовершенствованный Фредди.
Тот самый Рассел Малкэхи стал режиссёром очень прогрессивного в то время клипа на эту песню. Сюжет видеоклипа таков: Фредди заходит в заброшенное здание театра, где остальные музыканты представлены в виде бомжей, живущих там. Он превращает бомжей в настоящих музыкантов, а помещение в концертный зал.
Давайте послушаем эту «волшебную» композицию.
Группа решила выпустить заглавный трек к «Горцу» под названием «Princes Of The Universe» («Принцы Вселенной») одновременно выходом картины в Америке в апреле 86-го. Песня написана Фредди, и обладает достаточно сложной структурой с постоянно меняющимися ритмическими рисунками. В ней поётся о бессмертных принцах Вселенной, призванных бороться со злом.
Режиссером клипа на эту песню также стал Рассел Малкэхи. Конечно же большая часть клипа – кадры из фильма. Однако было ещё кое-что... Группа хотела добиться эффекта «совмещения» фильма и клипа, поэтому декорации выполнены под декорации финальной сцены из фильма. И будто бы ненароком Ламберт переходит из фильма прямо в клип к нашим ребятам, где дерётся на мечах с Фредди.
Ну что ж, остаётся только послушать.
Альбом «A Kind Of Magic» был выпущен 2 июня 1986-го. Ух ты! Прям в день моего рождения! Пластинка стала своеобразным неофициальным саундтреком к «Горцу», так как большинство композиций альбома были использованы в фильме. Давайте традиционно пройдёмся по альбому.
«One Vision» и «A Kind Of Magic» открывают альбом. Далее следует композиция «One Year of Love» («Один год любви»), на которой Брайан просто стоял и курил в сторонке, ведь ритм-гитары там вообще не было, а единственную отдушину – гитарное соло - Джон, написавший её, решил заменить саксофонным. Сингл на эту песню был выпущен в Испании и Франции.
Один лишь год любви
Лучше, чем целая жизнь в одиночестве,
Одно мгновение нежности в твоих объятиях
Подобно звезде, падающей прямо в мое сердце.
Следом идёт трек «Pain Is So Close To Pleasure» («Боль так близка к наслаждению»), написанный Джоном и Фредди. Эта композиция не была задействована в фильме. Сингл на неё был выпущен в августе в США и Европе. Следом идёт ещё одна песня, написанная Джоном и Фредди совместно. «Friends Will Be Friends» («Друзья остаются друзьями») по праву считается гимном настоящей дружбы, которая преодолевает все препятствия. Проблемы дома, на работе – не беда, есть же друзьями, которые за бокалом пива тебя отвлекут и развеселят. Проблемы в любви – друзья дадут тебе забыть о них, проявив ту заботу и понимание, в которых ты нуждаешься.
Сингл вышел на 14-ую позицию в Британии. Клип - это имитация концертного выступления в небольшом зале. В съёмках задействовали 800 членов Фан-клуба группы. Слушаем!
Открывает вторую сторону пластинки душещипательная баллада от Брайана «Who Wants To Live Forever» («Кто хочет жить вечно»). По словам Мэя, «Горец» - это не просто история о бессмертных, которые стремятся отрубить друг другу голову, чтобы оставшийся в живых получил главный приз, это ещё и история любви. Любви, когда один стареет и умирает, а другой остаётся таким же молодым.
Кто хочет жить вечно,
Когда любовь должна умереть
Говорят, что название песни было взято из картины «Флэш Гордон». Для записи композиции был привлечен королевский оркестр. На этот раз Брайан поквитался с Джоном за то, что ему не хватило «места» в песне «One Year Of Love» - и на этот раз Дикон не участвует в записи песни.
Клип на эту композицию был очень несвойственный группе, я бы сказал, был каким-то академичным - Фредди в смокинге, Джон Дикон играет на контрабасе, Роджер сидит за оркестровой установкой, а Брайан начинает песню на органе.
А теперь пришло время послушать и открыть для себя ту, другую, печальную, часть истории об этих удивительных бессмертных... Захотите ли вы жить вечно после этого?...
Завершает альбом трио композиций «Gimme the Prize (Kurgan's Theme)», «Don't Lose Your Head» и «Princes Of The Universe». Первая из них – тема «плохого парня» из фильма. Самая тяжёлая вещь на альбоме. Вторая с ироничным названием «Не теряй свою голову» - ритмичное диско от Роджера. Последний трек альбома мы уже рассматривали.
Итак... Альбом сразу оказался на 1-ом месте в Британии, продержался в чартах 63 недели и стал четырежды платиновым. Также он стал довольно успешным в Европе. В США пластинка достигла всего 46-го места.
Сразу после выхода альбома Джон Дикон c группой «The Immortals» выпускает свой первый сольный сингл "No Turning Back" ("Назад дороги нет"), который он написал для фильма «Бигглз», о летчике-асе.
Давайте на прощание послушаем эту композицию.
Счастливо, друзья!