История группы Queen - передача #24 (1991 год, смерть Фредди, концерт памяти, альбомы The Cross 91 и Роджера 94)
Здравствуйте, дорогие слушатели! «Рок Омлет» и Алексей Апет у микрофона. Начинаем 24-ую передачу о группе Queen.
В январе 91-го по настоянию Меркьюри "Куин" вернулась в Монтрё для записи дополнительного материала. Фредди осознавал, что ему очень немного осталось, поэтому работал как сумасшедший, превозмогая невыносимую боль, он делал записи, которые увидят свет уже после его смерти. Сначала эти композиции планировалось выпустить на обратных сторонах синглов, однако работа пошла настолько успешно, что было решено положить их в основу следующего альбома. Просто невероятным кажется то, что болезнь никак не затронула голос Фредди, который, казалось, становился только сильнее.
Когда мы работали над записью тех композиций, мы знали, что очень ограничены во времени. И план был таков: записывать и записывать, до тех пор, пока Фредди сможет это делать. Мы буквально поселились в студии и ждали, пока Фредди позвонит и скажет, что нашёл в себе силы поработать. Он нам тогда сказал: «Заставьте меня петь всё, что угодно, писать всё, что угодно, и я буду петь и я оставлю вам так много, сколько только смогу».
При записи композиции «Mother Love» («Материнская любовь»), Фредди обнаруживает, что уже не в состоянии петь – бронхиальная пневмония, вызванная СПИДом, взяла своё. Эта песня оказалась последней песней Фредди.
Осознав, что сделал, всё, что мог Фредди перестаёт принимать болеутоляющие. Последние дни его жизни он проводит в своём доме в Кенсингтоне. Его постоянные гости: родители, сестра, Мэри Остин, Дейв Кларк, Элтон Джон и конечно же остальные участники группы.
Фредди слабел на глазах... Он составил завещание, по которому почти всё отходило его лучшему другу Мэри Остин. Он также распорядился передать крупную сумму денег и все права на «Богемскую Рапсодию» фонду Тереса Хиггинса по борьбе со СПИДом.
За день до смерти 23 ноября 91-го года Фредди нашёл в себе силы выпустить официальное заявление, в котором сообщил, что болен СПИДом: «Учитывая слухи, ходившие в прессе последние две недели, я хочу подтвердить: анализ моей крови показал присутствие ВИЧ. У меня СПИД. Я считал нужным держать эту информацию в секрете, чтобы сохранить спокойствие родных и близких. Однако пришло время сообщить правду моим друзьям и поклонникам во всём мире. Я надеюсь, что каждый присоединится к борьбе с этой ужасной болезнью».
Около 7 часов вечера 24 ноября 91-го года сердце Фредди Меркьюри перестало биться. Он просто заснул и не проснулся. Ему было всего 45.
Попаду ли я в рай? Нет, я туда не хочу. В аду намного лучше. Представьте только, каких интересных людей там можно встретить!
Я не знаю, каким меня будут помнить. Я действительно не задаюсь вопросом типа: «Боже мой! Когда я умру, будут ли обо мне помнить люди?» Это их дело. Когда я умру, кого это будет волновать? Уж точно не меня!
Если бы пришлось начать все сначала? Да. Почему нет? Возможно, кое-что я бы сделал немного иначе. Но я ни о чем не жалею.
Думаю, я жил полной жизнью, и если завтра я умру, меня это не пугает. Я жил. Я действительно все сделал.
Мы потеряли величайшего и любимейшего члена нашей семьи. Мы испытываем бесконечное горе и грусть от осознания того, что смерть настигла его в зените творческого подъема, однако мы гордимся тем мужеством, с которым он жил и умер. Нам посчастливилось разделить с ним волшебные годы.
Спустя четыре дня после смерти тело Фредди было кремировано на Западном лондонском кладбище, после скромной церемонии, прошедшей в соответствии с зороастрийскими традициями. Играла музыка Монтсеррат Кабалье, среди присутствовавших (кроме осиротевших участников "Куин") были Элтон Джон и Дэйв Кларк. Несмотря на то что место проведения церемонии держалось в секрете, полиции пришлось сдерживать массы поклонников, прибывших для последнего прощания. Только для цветов потребовалось четыре фургона... Весь мир скорбил об утрате великого певца...
Неизбежно со смертью Меркьюри вся продукция "Куин" достигла нового пика коммерческого успеха. В октябре вышел новый сборник хитов группы "Greatest Hits II". Диск сразу же оказался на 1-м месте, к концу года став третьим по популярности альбомом 1991 г. Увеличился интерес ко всем пластинкам "Куин": в декабрьской сотне "горячих" альбомов Британии находилось не менее десяти их дисков. "Богемская рапсодия" (вместе с "These Are The Days Of Our Lives") на сингле взлетела на вершину хит-парада, став вторым по популярности синглом 1991 г.
Мэй и Тэйлор появились на церемонии вручения музыкальных наград за 1991 г., получив премию за лучший сингл ("These Are The Days Of Our Lives") и посмертную награду Фредди. Они объявили, что "20 апреля на стадионе Уэмбли состоится концерт памяти Фредди Меркьюри".
Queen и Джордж Майкл, запись с концерта памяти Фредди Меркьюри
После интенсивных репетиций, длившихся месяц, "Куин" и приглашенные артисты вышли на сцену забитого до отказа стадиона. Многие поклонники провели предыдущую ночь у ворот Уэмбли; всем им были вручены красные ленты в знак поддержки жертв СПИДа. В первом отделении концерта выступили группы "Металлика", "Экстрим", "Дэф Леппард" и "Ганз 'н' Роу-зиз”. Однако зрители, конечно же, ждали второе отделение, и музыканты "Куин", не разочаровали их, представ в великолепной форме. Из приглашённых вокалистов и музыкантов были: Джо Эллиотт, Тони Айомми, Роджер Долтри, Роберт Плант, Пол Янг, Сил, Джеймс Хэтфилд, Лиза Стэнсфилд, Дэвид Боуи, Энни Леннокс, Иэн Хантер, Мик Ронсон, Джордж Майкл, Аксел Роуз, Элтон Джон и Лайза Минелли, завершившая грандиозное шоу, исполнив "We Are The Champions".
Телетрансляция собрала 6,5 млн зрителей в Великобритании и около 1 млрд—в мировом масштабе. Концерт принёс около 10 млн. фунтов – все собранные деньги пошли в фонд борьбы со СПИДом.
Queen и Элтон Джон, запись с того грандиозного шоу.
Фредди не стало… На этом группа Queen прекращает своё существование... Но, как говорится, шоу должно продолжаться! Конечно, не будем забывать про материал, записанный для следующего альбома... Но об этом позже. Давайте посмотрим сначала на сольную деятельность оставшихся участников группы в этот период. И Начнём с Роджера.
9 сентября 91-го года выходит третий альбом группы «The Cross» под названием «Blue Rock» («Синяя скала»). Он был выпущен только в Германии, так как только там с группой ещё хотели работать. Возможно, именно поэтому альбом стал последним для группы. Но несмотря на всё это, альбом, на мой взгляд, вышел очень хорошим.
Послушаем песню «Baby It’s Alright» («Всё в порядке, малышка»).
Да... Моё сердце разбито, но ты не беспокойся, малыш. Всё будет в порядке.
Только что прослушанную песню написал Спайк Эдни, написавший больше всех песен на этом альбоме: 7 из 10.
На альбоме нет откровенно слабых песен, хороший баланс тяжёленьких тем и баллад. С музыкальной точки зрения всё тоже очень даже гармонично и в тему. Ну, может только лирика подвела – на некоторых песнях она, мягко говоря, не оригинальна.
В общем и целом, довольно сильный альбом, и именно поэтому очень жалко, что ребята решили дальше вместе не продолжать. А решили они это летом 93-го. До этого был небольшой тур, где они разогревали группу Magnum и несколько небольших выступлений на фестивалях.
После распада группы, Роджер сосредоточился над новым сольным альбомом, записывать который помог Джош Макрэй. Спайк Эдни основал собстенную «Spike’s All Stars Band», в которой в разное время играли достаточно известные рок-музыканты. Питер Нун также основал свою группу «Miss World». Куда делся Мосс никому не известно.
Итак, попрощаемся с «The Cross» и прослушаем последнюю композицию альбома «Life Changes», о том, что всё в мире течёт и изменяется, только любовь вечна!
Третья сольная работа Роджера носит название «Happiness?» («Счастье?» с вопросительным знаком в конце). Настроение альбома координально отличается от его прошлых пластинок – уж нет того ребячества, нет ни капли легкомысленности. Всё предельно серьезно и остросоциально.
Почему вдруг с Роджером произошла такая перемена? Есть мнение, что она вызвана именно смертью Фредди. Возможно это и повлекло за собой некоторое смещение в мировоззрении Роджера.
Песни альбома можно разделить как бы на две части – если в одной в основном поднимаются проблемы политического и социального характера, то вторая часть берётся за личные проблемы каждого конкретного человека: вопрос смысла жизни, поиск счастья и так далее.
Послушаем заглавную композицию альбома. «Happiness»
Есть только одна вещь, которую все мы жаждем получить
С пелёнок и до последнего вздоха
Что же это? Божья благодать или просто состояние разума?
Точка в пространстве или отрезок во времени?
Какие же проблемы поднимаются в социальной части альбома? Во первых, ужасные условия жизни в странах третьего мира. Вот тут в некоторых местах Роджер, похоже, перегибает палку. Например, в песне «Revelation» («Откровение») есть такие слова:
Я был на Украине
У них там проблемы с едой
Нет у них даже сахара на столе
Но зато люди такие милые!
Вот так, Роджер, знай наших!
Так... В композиции «The Key» («Ключ») поётся о лживости и фальшивости политики и религии. А вот песня «Nazis 1994» («Фашизм 1994») – песня-предупреждение об ужасной опасности нео-фашизма. Композиция получила достаточно большую огласку и была даже запрещена к трансляции на некоторых радиостанциях. Несмотря на это, а может и благодаря, сингл на песню стал хитом в Британии.
«И они говорят, что это никогда не повторится» поётся в песне, но голос из рупора продолжает сыпать страшными угрозами: «Если евреи думают, что дождутся второго пришествия, то у нас на это другие взгляды» или «Миру нужно больше фашизма, ещё больше дырок в головах» и т.д. Послушаем кусочек.
Альбом был довольно успешной работой Роджера – он добрался до 22-ой строчки в Британии. Сразу после выпуска пластинки Роджер с приглашёнными музыкантами отправился в маленькое турне по клубам Великобритании.
В следующей передаче мы поговорим о первом альбоме Брайана, а так же о последнем студийном альбоме Queen.
А напоследок давайте послушаем ещё одну композицию с альбома Роджера. Она стоит в стороне от остальных композиций, так как все остальные песни были написаны единолично Роджером, а трек «Foreign Sand» («Чужая земля») был написан и записан в соавторстве с японским мульти-инструменталистом Йошики, в то время лидером культовой японской рок-группы X JAPAN. Йошики написал музыку к песне и исполнил партию ударных, фортепьяно и синтезаторов. Роджер сочинил стихи и спел её.
На мой взгляд, это лучшая вещь альбома. Она будет отличной концовкой нашей передачи.
Счастливо, друзья!