История группы Queen - передача #23 (альбом группы The Cross 90, альбом Innuendo (91))
Привет друзья - передача «Рок-Омлет», ведущий Алексей Апет. 23-яя серия нашего сериала о группе «Queen».
Итак! В декабре 89-го музыканты направились в Швейцарию, в студию "Маунтен" записывать свой следующий альбом. Они, как вспоминал их сопродюсер и инженер звукозаписи Дэйв Ричардс, "буквально закусили удила. Они ворвались в зал, где я сидел за своим пультом, и начали подхлестывать друг друга". Да, время было для них на вес золота!
"Куин", наконец, была удостоена специальной награды Британской индустрии грамзаписи за выдающийся вклад в британскую музыку... Вся группа прибыла на церемонию награждения, однако осунувшееся лицо Фредди дало лишний повод прессе с новой силой склонять на все лады состояние его здоровья (после чего он сделал публичное заявление о том, что чувствует себя превосходно).
В марте 90-го выходит второй альбом группы «The Cross». Его назвали «Mad, Bad and Dangerous to Know». Послушаем композицию с этого альбома под названием «Breakdown», что-то вроде «Упадка сил». И снова газетная тема. Лирический герой заглядывает в газету и видит, как газетчики капошаться в его грязном белье – ну кто ж после такого не расстроиться-то?
В отличие от первой пластинки, музыканты решили отказаться от танцевальных штучек и сделать чисто роковый альбом. И если первый альбом был полностью сочинён Роджером, тут все музыканты принимали участие в сочинении песен и вклад Роджера был чуть ли не самым маленьким, так как в это время Queen записывали свой «The Miracle». Есть на пластинке и кавер на песню Джимми Хендрикса «Foxy Lady». Есть и полукавер: композиция «Top Of The World, Ma» и рифом и манерой исполнения ну уж очень попахивает Лед Зепелиновской «Whole Lotta Love». Что ещё интересненького тут есть?.. Одна из песен пластинки «Better Things» была исполнена не Роджером, а гитаристом Клейтоном Моссом. Им и написна. Очень приятная баллада получилась. Послушаем кусочек.
Теперь поговорим об успехе, точнее неуспехе пластинки. В Америке она вообще не была выпущена из-за провала первого альбома группы. Из-за плохих продаж этого альбома в Британии, компания EMI отказывается больше иметь дело с ребятами. В Германии пока вроде бы дела идут неплохо. Что каcается синглов (их было 3) – только один попадает в чарты (сингл «Power To Love»), да и то только на 83-ую позицию. Давайте послушаем ещё одну композицию с пластинки и пойдём дальше. «Liar» «Лжец», а точнее «Лгунья», ведь речь идёт о женщине. Эту песню, как и первую прослушанную сегодня, написал бассист Питер Нун. Ну что ж, похвалим Питера – неплохие вещи пишет.
Вернёмся к Queen. В США группа расторгла контракт с "Кэпитол", выкупив его, и подписала новое соглашение с "Холливуд Рекордз", принадлежащей корпорации "Дисней". К рождеству 90-го новая пластинка была уже готова к выпуску, однако премьера была отложена до февраля 1991 г.
Тем временем заглавная композиция нового альбома "Innuendo" ("Намек") в конце января 1991 г. вышла на сингле и дебютировала в Британском хит-параде на 1-м месте.
На обложке сингла, а позднее и альбома красовалась карикатура, заимствованная у Гранвилля – гигантский зловещий клоун, жонглирующий мирами.
Всё началось с джема Брайана, Джона и Роджера (они играли основную часть с битом, взятым из Болеро), в то время как Фредди был в соседней комнате. Он услышал их игру и в голове возник образ песни. Затем Фредди показал ребятам свои наработки, и все вместе песню доработали. В музыкальном плане очень интересна секция в середине песни, которая включает в себя части с фламенко, оркестровой и тяжёлой части с гитарным соло. Фламенко играл не Брайан, а гитарист группы Yes Стив Хау. Говорят, что Брайан попросил его сыграть эту часть, так как он просто не мог. Оркестровка была придумана и сыграна Фредди на синтезаторе.
Был также и клип: анимационные зарисовки, удивительные пластилиновые человечки и страшные кадры хроники. Как сама песня вобрала в себя различные и, казалось бы, несовместимые музыкальные стили, так и клип собрал самые различные визуальные эффекты, получив заслуженные отзывы публики.
О чём же сама песня? Об этом лучше всего скажет её текст.
Пока солнце висит в небе, и в пустыне есть песок,
Пока волны бушуют в море и встречаются с берегом,
Пока есть ветер и звезды и радуга,
Пока разрушаются горы,
О-о, да, мы будем продолжать пытаться
Пока мы живем смотря по тому какова раса,
каков цвет кожи или символ веры,
Пока мы руководимы слепым безумием
Наши жизни протекают под диктатом традиции,
суеверия, фальшивой религии и неприкрытой жадности
Ты можешь быть всем, кем захочешь,
Просто преврати себя в того,
кем, как ты думаешь мог бы когда-нибудь стать.
Будь свободен в своем движении,
Обуздай свое "эго", будь свободен перед самим собой.
Если есть Бог или что-нибудь вроде судьи на небесах
Если есть смысл, если есть причина жизни или смерти,
Если есть ответ на вопросы, которые нас мучают,
Покажи себя, избавься от своей маски!
Альбом «Innuendo» был выпущен 5 февраля 91-го.
Трек «Innendo» и начинает пластинку. За ним идём композиция «I’m Going Slightly Mad» («Я медленно схожу с ума»), написанная в основном Фредди. Поначалу кажущаяся шутливой со всеми этими банановыми деревьями, закипающими чайниками и жёлтыми нарциссами, в общем полнейшей бессмыслицей, в контексте состояния Фредди в то время песня начинает производить обратный эффект. Близкие друзья Фредди подтверждают, что песня как раз описывает состояние лёгкого помешательства, в котором он пребывал в то время, вследствие ослабления организма.
Музыка, а тем более клип производят зловещее впечатление, и наполнены двусмысленной, а порой и не очень символикой. Это, наверное, самый художественный клип Queen. Фредди был переодет в клоуна, с тоннами грима на лице, чтобы скрыть внешние признаки своей болезни. Чтобы скрыть худобу Фредди надел под себя несколько слоев одежды. Съемки постоянно прерывались. Видео производит очень тяжелое впечатление, особенно если подумать, чего это стоило Фредди.
Когда температура воздуха повышается,
И смысл так ясен,
Тысяча и один желтый нарцисс
Начинает плясать перед тобой
Следующий трек носит название «Headlong» («Сломя голову»). В припеве повторяется фраза «And you rushing headlong», что переводится, как «И ты несёшься сломя голову». Да... А ведь когда-то я думал, что это песня про русских головастиков...
Песню написал Брайан и готовил её для своего сольного альбома, однако однажды он услышал, как Фредди её напевает, и тут же решил отдать её группе.
Несмотря на тот факт, что Фредди был, ко времени съемок клипа уже тяжело болен, на видео он улыбался, шутил, дразнился, танцевал, даже отжимался. «Headlong» — это своего рода памятник упорству и внутренней силе Фредди Меркьюри.
И ты думаешь, что ты такой сильный?
Но с этим ты ничего, нет, ничего не сможешь поделать
Далее идёт песня также готовившаяся войти в сольный альбом Брайана, и также отданная группе так как очень нравилась остальным её участникам. «I Can’t Live With You»
Я не могу жить с тобой,
Но и без тебя мне жизни нет
Завершает первую сторону пластинки песня Фредди «Don’t Try So Hard», что-то вроде «Не надрывайся». Есть такая поговорка «Не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня». Песня добавляет этой поговорке концовку: «Не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня, не надрываясь».
Открывает вторую сторону пластинки композиция «Ride The Wild Wind» («Оседлаем дикий ветер»), написанная Роджером. Песня очень напоминает также Роджеровскую «I’m In Love With My Car». Та же любовь к мощным моторам и езде с ветерком.
Следом за ней идёт композиция «All God’s People» («Все божьи люди»). Песня осталась с недавнего проекта Фредди «Barcelona», поэтому в соавторах значится Майк Моран. Песня призывает всех нас жить, как подсказывает сердце, жить по совести, любить и в последствии стать свободными.
А далее идёт трек «These Are The Days Of Our Lives» («Это дни нашей жизни»), написанный Роджером. Впоследствии он признается, что это лучшее, что он написал для Queen. Гармонически и структурно это одна из самых простых песен группы, но, как мы все знаем, всё гениальное просто. И это как раз тот самый случай!
На песню был снят клип, последний видео, в котором появляется Фредди. Первоначально клип был цветным, однако музыканты решили сделать его чёрно-белым, чтобы скрыть измождённый вид Фредди. Клип не сюжетный — Фредди просто поет перед камерой, но видео вышло очень грустным и проникновенным. Последние слова клипа стали посланием певца своим поклонникам: «I still love you» («Я по-прежнему люблю вас»). Через секунду Фредди выходит из кадра, чтобы больше никогда туда не вернуться.
Иногда у меня возникает чувство,
Будто я возвращаюсь в прежние деньки,
Когда мы были детьми, когда мы были молоды,
Все казалось таким совершенным
Дни были бесконечны, мы были безумны, мы были молоды,
Солнце всегда светило, мы жили для веселья
Порой кажется, что все как в недавнем прошлом, правда я в этом не уверен,
А остальная часть моей жизни лишь шоу
Следующие 2 песни («Delilah» и «The Hitman») написаны Фредди. Первая из них посвящена любимой кошке Фредди, а во второй поётся о наёмном убийце. Вот так!
Итак, нам осталось рассмотреть 2 заключительные композиции альбома. Первая из них носит название «Bijou» («Драгоценная»), стала результатом задумки Фредди и Брайана сделать песню шиворот-навыворот, то есть песню, где гитара играет куплеты, а голос – соло. Меркьюри написал слова, аккорды и придумал название. Потом он напел Брайану мелодию, и они оба доработали гитарную партию. Слушаем!
Мы подошли к заключительной песне альбома – его кульминации и развязке, которая носит название «The Show Must Go On» («Шоу должно продолжаться»). Одна из самых мощных во всех смыслах композиций группы. После того, как Фредди с Брайаном определились с темой лирики и написали первый куплет, оставшуюся работу над песней завершил Брайан.
Клип состоит из кадров хроники, интервью и других клипов. При этом видеоряд представляет собой не хаотический набор пленки, а вполне законченный и самостоятельный клип, который идеально лег на песню.
Поразительно, что именно эта песня стала последним синглом группы при жизни Фредди.
Прослушавая эту песню не зная всей истории, не зная, что певцу, исполнявшую её, оставалось жить считанные месяцы, мы и так, уверен, удивимся поразительной энергии исходящей от неё, той настоящей, неподдельной тоске, но вместе с тем и какой-то уверенности и силы в голосе Фредди. Он был шоуменом, он жил этим, а, уходя, завещал, чтобы шоу продолжалось... уже без него...
И хотя мое сердце разрывается,
И грим мой, быть может, осыпается,
Но улыбка по-прежнему играет на устах.
Счастливо, друзья!