История группы Queen - передача #1 (детство и юность Freddie Mercury (1946-1968 гг.))
Добрый день, уважаемые слушатели!
Приветствую вас на первой передаче «Рок-Омлета». Я - её ведущий, Апет Алексей.
Несколько слов о самом проекте. «Рок-Омлет» - это своеобразный путеводитель по творческому и жизненному пути выдающихся рок-музыкантов нашего времени. И первый цикл передач я хотел бы посвятить одной из моих любимых групп, коллективу, с которым у меня ассоциируется детство и становление моих музыкальных вкусов – группе «Queen». Постараюсь всё же остаться как можно более объективным.
Итак…
У этой группы много достижений, о которых я ещё упомяну. А сейчас хотелось бы послушать песню, которая в 2000 году по данным опроса жителей британских островов была признана «Лучшей песней тысячелетия».
«Богемская Рапсодия» - песня с альбома 75-го года «A night at the opera».
Прежде, чем рассказывать о творчестве самой группы, давайте проследим историю жизни её участников до её создания. Начнём с вокалиста, пианиста, немножко даже гитариста и просто лидера группы Freddie Mercury.
Настоящее его имя: Фарух Булсара. Он родился 5 сентября 1946 в правительственной больнице на маленьком острове Занзибар, расположенного в Индийском океане у Восточного побережья Африки. Как говорит его мать, имя «Фарух» было довольно популярным тогда.
Раннее детство его прошло на двух далёких идиллических островах – Занзибар и Пембе. На обоих островах люди жили очень дружно, поэтому маленький Фарух играл с другими детьми в полной безопасности, купался в тёплом море и беззаботно носился по золотому песку пляжей, простирающихся на многие мили. Каждый день, идя в школу по маленьким улочкам Занзибара, он впитывал колорит и культурные особенности арабских торговцев, восточноафриканских рыбаков и колонистов. Любимым местом Фаруха был порт, где он смотрел на проплывающие корабли, мечтая о далёких странах.
Фаруху исполнилось 7 лет, когда родилась его сестра Кашмира, а до того времени родители уделяли ему массу времени: проводя почти весь день гуляя со своим ребёнком.
Родители мальчика были последователи парсизма, поэтому в возрасте 7 лет в Занзибарском храме огня Фарух был посвящён в веру последователей Заратустры.
Тогда этот маленький мальчик из далёкого и сказочного Занзибара и не догадывался, какое великое будущее его ждёт…
Композиция «Going Back» - сольная работа Фредди под псевдонимом Лэри Люрекса (73 год).
Летом 1955 года в возрасте 8.5 лет родители отдали мальчика в интернат. Совершенно один он отправился в путешествие через океан в далёкую Индию. 8 недель спустя он прибыл в Бомбей с его многомиллионным населением. Мальчик испытал настоящий культурный шок. Однако путешествие на этом не заканчивается. Накануне своего 9-тилетия и после 60-тидневного пути, он прибывает в школу-интернат Святого Петра в Панчгани, готовящую мальчиков к получению индийского диплома о среднем образовании.
В школе я с раннего возраста научился защищаться и быть независимым, именно там я узнал, что полагаться можно только на себя.
Фаруху хорошо давались спорт, музыка и искусство. Он участвовал в школьных театральных постановках. Именно в интернате мальчик начинает называть себя «Фредди».
Короткие каникулы мальчик проводит у своёй тёти, которая и распознала в нём будущего артиста, когда Фредди, прослушав песню по радио, повторил её, когда она закончилась. Фредди начинает постигать азы игры на пианино.
В 1961 году Фредди с приятелями решают создать свою группу «Hectics» («Непоседы»), где Фредди играл на пианино. Школьный учитель музыки вспоминает: «Если бы не Фредди от группы бы ничего не осталось. Их музыка была шумной, но… мелодичной. Даже мне она нравилась.» А его школьный друг рассказывает, что Фредди абсолютно не боялся сцены, хотя и был застенчивым мальчиком.
Несмотря на всю строгость школы со всеми её правилами и распорядком, жизнь там настраивала на мечтательный лад. Фредди мечтал стать музыкантом…
Композиция «My Melancholy Blues» (мой меланхоличный блюз) с альбома 77 года «News of the world».
Фредди покидает интернат в 62 году, провалив экзамены 10-го класса. Он возвращается в Занзибар и живёт там с родителями и сестрой, пока в январе 1964 года не вспыхнула революция, из-за которой вся семья переезжает в Англию, и обосновывается в городке Фэлтхэм, рабочем пригороде Хитроу.
Сестра Фредди вспоминает, что Англия поначалу ей очень не понравилась. Там было так холодно! Мама же рассказывает, что они мало представляли, что их ждёт. В Занзибаре у них были слуги, а тут всё приходилось делать самим. Фредди же был счастлив. Он повторял, что главное держаться вместе и скоро всё наладится. Сам Фредди пошёл работать упаковщиком на завод.
"Фредди не любил вспоминать детство", - говорит Дэвид Эванс, один из его близких друзей. "Он никогда не рассказывал о своей жизни за пределами Англии, никогда, - продолжает Эванс. - Я же всегда считал такую жизнь гораздо более романтичной, но он осаждал меня: "Дорогой мой, это же глупо!" Я спросил его: "А как же Занзибар? Там, должно быть, очень здорово!" На что он ответил: "Там, брат, грязно и мерзко". Ну что можно на это ответить?"
Сестра рассказывает, что Фредди выделялся на фоне сверстников. В то время были популярны длинные, спутанные волосы. А Фредди выглядел старомодно со своими короткими, зачёсанными назад волосами в духе Клифа Ричарда. Поэтому, если они куда-нибудь ходили вместе, она шла позади брата, чтобы никто не подумал, что они вместе.
Вскоре мама разрешила Фредди отрастить длинные волосы.
Летом 1964 года, накануне своего 18-летия Фредди поступил в Политехнический техникум, который закончил в 1966 с красным дипломом.
Именно тогда, в середине 60-х, когда Фредди ещё не стукнуло и 20-ти, в Великобритании появились первые симптомы того, что впоследствии получит название «бурных 60-х» - мир начал преображаться… Первые крупные молодёжные демонстрации, активные протесты против войны во Въетнаме, движение «хиппи», появление ЛСД… Негритянские ритмы прокрались в Англию, махровые блюзы, музыка соул – и вот они – Beatles, Rolling Stones, The Who, Джимми Хендрикс… Нет, Фредди, тебе не устоять…
Осенью 1966 года Фредди поступает в Иллингскую Художественную школу, где изучает графический дизайн. Такие школы были воплощением свободы и творчества, давали возможность студентам сделать что-то самостоятельно. Там он, наконец, попадает в богемскую атмосферу Лондона 60-х.
В то время Фредди создал множество отличных рисунков, пейзажей, эскизов, работ в стиле Pop-Art. Первыми его моделями были кино- и рок-звёзды. Фредди попадает под сильное влияние Джимми Хендрикса, к тому времени ставшего наиболее яркой рок-звездой и идолом британского андеграунда. Фредди был в восторге от этого бешеного гитариста из Сиэтла. Бульсара притягивало все, что было связано с Хендриксом: от шелковых брюк всех цветов радуги и шифоновых шарфов до его невероятной шокирующей прически. В художественной школе он часто рисовал гитариста-бунтаря. Его любимая картина изображала Хендрикса этаким франтом в костюме XVIII века.
Однокурсники и учителя юного Фредди отмечают, что он был тихий и скромный парень. Для всех нас было полной неожиданностью, когда он стал звездой такой величины. В колледже учились более заметные и яркие личности, - отмечает одноклассник Джерри Хибберт.
Люди, которые знакомятся со мной, думают, что я сейчас их съем. А на самом деле я очень стеснительный.
Однако Фредди знал, что он станет знаменитым. Его однокурсник Крис Смит рассказывает: «Еще в самом начале, перед тем, как он присоединился к группе, Фредди сказал: 'А знаете, я стану звездой?!' Помню, однажды, зашёл в Вэст Кенсингтон Паб на Elsham Road, и встретил там Фредди. Тот сидел склонившись над столом и обхватив голову руками. Я спросил: "Что такой хмурый?" "Я не стану звездой," - отвечает он. "Ты должен стать звездой, ты же всем обещал, нельзя так обманывать их ожидания. Ну же!" Он поднялся, вскинул руки над головой, и сказал: - "Я не стану звездой. Я буду легендой!"»
Концертная запись композиции «We Are The Champions», сделанная на стадионе Wembley в 86-ом.
Фредди ездил на учебу из дома в Фелтхэме или оседал на квартире в Кенсингтоне, которую снимал Крис Смит.
"Фредди всегда был увлечен музыкой," -вспоминает Пол Хамберстоун, сосед Смита. "The Beatles и Джимми Хендрикс были его любимыми исполнителями, он любил исполнять соло Хендрикса на воображаемой гитаре. Он устраивал нам целые представления. Мы думали он шутит и просто развлекает нас. А он говорил: «Не беспокойтесь, я буду популярным, буду настоящей звездой.» Никто ему не верил, потому что никто еще тогда не слышал, как он поёт".
Хорошим другом Фредди был басист Тим Стаффелл, также учащийся в Илинге. Тим играл на басу и пел в группе «Smile», в которой играли гитарист и ударник будущей группы Queen: Брайан Мэй и Роджер Тэйлор. Фредди получал ураган положительных эмоций от прослушивания Брайана и Роджера и любил звук, который достигался группой Smile. Наблюдение и прослушивание их привели Mercury к мыслям, что он отчаянно хочет вступить в группу; ранний опыт выступлений с Hectics, пускай незначительный, дал вкусить ему то, ни с чем не сравнимое, острое ощущение от нахождения на сцене. Однако вакантных мест в Smile ещё не было.
На этой ноте позвольте мне откланяться. В следующей передаче я расскажу вам о том, как же гитарист Брайан Мэй и барабанщик Роджер Тэйлор докатились до такой жизни.
Напоследок представляю вашему вниманию ещё одну сольную работу Фредди под псевдонимом Лэри Люрекса – композиция «I Can Hear Music».
Пока!