Памяти Ронни Джеймса Дио - часть 1
Привет, друзья! Это «Рок-Омлет», и с вами его ведущий Алексей Апет. Сегодняшняя передача посвящена одному из выдающихся ветеранов рок-сцены, чей голос знает и любит не одно поколение людей с хорошим музыкальным вкусом. Он был фронт-мэном таких столпов рока, как Rainbow, Black Sabbath и собственного детища DIO. Сегодня мы почтим память Ронни Джеймса Дио, преждевременно ушедшего из этого мира 16 мая 2010 года.
Композиция «Temple Of The King» в исполнении группы Rainbow.
Дио (настоящее имя Рональд Падавона) родился 10 июля 1942 года в Портсмуте, штат Нью-Гэмпшир, США, и был единственным ребёнком в семье итальянских иммигрантов Пэта и Анны Падавона. Вскоре семья переехала в Кортленд, Нью-Йорк. В детстве главными увлечениями Ронни были книги, спорт и музыка. Он любил читать романы Вальтера Скотта, легенды о короле Артуре и научную фантастику. Мальчик мечтал стать бейсболистом, но, как шутил сам певец, он не вышел ростом, поэтому забросил эти мысли подальше и начал коллекционировать бейсбольные карточки. У Ронни выдалось довольно музыкальное детство – благо родители поощряли. В их доме было множество оперных записей, которым мальчик пытался подражать, затем была труба и ежедневные занятия по четыре часа.
Насчёт своего вокала - я складываю всё вместе: опыт прослушивания оперы, игра на трубе и адаптация техники этой игры к пению — всё это причины, по которым сейчас я могу делать то, чем я занимаюсь.
Музыкант был горд тем, что развил свой голос сам, без влияния учителей. По его словам, он знал, что было необходимо быть естественным, и для того, чтобы научиться петь, он просто пел.
В старших классах школы Рональд основывает свою первую группу The Vegas Kings, где занимает место бас-гитариста и трубача. Однако, как шутит сам музыкант, в группе никто абсолютно не умел петь, и тогда он сказал: «Ок, я сделаю это». Так всё и началось.
Ещё одна композиция Rainbow – «Gates Of Babylon».
The Vegas Kings дважды сменили своё название, сначала на Ronnie & The Rumblers, а после на Ronnie And The Red Caps. В начале 1960-х Ронни взял себе псевдоним «Дио» по имени одного из членов мафиозной группировки в Америке, которого звали Джонни Дио. «Dio» в переводе с итальянского означает «Бог».
Группа снова меняет название – на этот раз Ronnie Dio & The Prophets. Коллектив даже выпускает несколько синглов и один live альбом. И снова переименования: сначала The Electric Elves, позднее — The Elves. В 1970 году участники коллектива попали в автокатастрофу, в которой погиб гитарист Ник Пэнтас. После этого Ронни и двое его соратников меняют название коллектива на Elf.Моя настоящая фамилия была слишком длинной и экзотической. Нужно было что-то запоминающееся. Я хотел, чтобы псевдоним отражал моё итальянское происхождение, и выбрал фамилию одного из боссов мафии — Джонни Дио. Не для того, чтобы нажиться на дурной славе, а потому что она была короткой и била в яблочко.
В январе 1972 года на одном из их выступлений побывали участники Deep Purple – басист Роджер Гловер и ударник Ян Пейс. Им понравилась молодая группа, и в 1972 году Elf выпустил свой одноимённый дебютный альбом, спродюсированный Яном и Роджером. По словам Ронни Дио, это было чудом.
Всё прошло очень быстро. Мы просто начали запись и – бац! - она уже закончилась. Получился по-настоящему хороший альбом, и создавали мы его с удовольствием.
Композиция «Never More» с дебютного альбома группы Elf.
Deep Purple взяла Elf под своё крыло: перевезли жить в Англию, помогли сделать ещё два альбома «Carolina County Ball» и «Trying To Burn The Sun», вышедшие в 74-ом и 75-ом соответственно, брали с собой на гастроли для выступления на разогреве и даже привлекали на записи в некоторых не-пёрпловских проектах. Как раз в это время гитарист Deep Purple Ричи Блэкмор начинает подумывать, а не уйти ли ему из группы, взявшей курс на соул и фанк, так не нравившиеся Ричи - по его словам альбом Deep Purple «Stormbringer» был «полной ерундой». Неудовлетворённый Блэкмор начинает откладывать свои лучшие идеи в стол, поджидая момента для создания нового коллектива. А зачем далеко ходить? Почему бы не попробовать поработать с Дио, чей голос Блэкмору уже давно приглянулся. Всё ещё находясь в составе Deep Purple, Ричи решает записать сингл "Black Sheep of the Family” Стива Хэммонда, привлекая Дио и остальных ребят из Elf. А дабы проверить сочинительские способности Ронни, Ричи даёт ему набросок песни «Sixteenth Century Greensleeves» и заказывает готовые слова к завтрашнему дню. Конечно же, Дио справляется с заданием и Блэкмор предлагает ему место вокалиста в своей будущей группе – и тот даёт своё согласие.
«Sixteenth Century Greensleeves» с дебютного альбома группы Rainbow.
Группа была основана мной и Ричи с определённой задумкой. Мы оба любили один жанр музыки — классику, оба мы были почитателями Баха, в этом мы были похожи. Мы по-настоящему любили рок-н-ролл. Deep Purple были для меня любимой группой на свете, а Ричи был моим героем.
Дио не хотелось расставаться с ребятами из Elf. Тогда он убедил Блэкмора взять в новую группу Соула, Грабера и Дрискола.
Название группы, по словам Блэкмора, возникло, когда они с Дио выпивали в лос-анджелесском баре «Rainbow Bar & Grill». Дио спросил Блэкмора, как будет называться группа, а Блэкмор просто указал на вывеску: «Rainbow».
С 20 февраля по 14 марта 1975 года в мюнхенской студии «Musicland» в свободное от участия в Deep Purple время Блэкмор с новой группой записывал дебютный альбом. Дио выступил здесь также и в качестве автора текстов и мелодий. В ходе этой студийной работы Блэкмор пришёл к окончательному решению покинуть Deep Purple, официально об этом было объявлено 21 июня 1975 года. Дебютный альбом новой группы вышел в августе того же года под названием «Ritchie Blackmore's Rainbow». Он занял 11-е место в Британии и 30-е — в США.
Пару слов об альбоме. Мистические и фэнтезийные тексты Дио придают альбому некую концептуальность. Критики позже окрестили этот альбом первым примером стиля «dragon rock», позже подхваченный Iron Maiden. Ронни признавался, что это его любимый альбом Rainbow.
Композиция «Catch The Rainbow» c первого альбома группы.
Ещё до того, как вышла пластинка, Блэкмор уволил басиста Крэйга Грабера, вместо него пригласив Джимми Бэйна. В скором времени также были уволены Дрискол, а за ним и Соул. Место за ударной установкой занимает первоклассный барабанщик Кози Пауэл, а за фоно становится Тони Кэйри. Второй состав был готов выпалить новый альбом. Но сначала ребятам надо было как следует сыграться, поэтому до конца 75-го группа гастролировала по Канаде и США. На всех концертах сцену украшала огромная радуга из металлических конструкций, которая могла менять цвета. Дио всё время опасался, что она на него упадёт.
В феврале 76-го Rainbow собрались в студии и записали альбом всего за 10 дней. Музыканты играли столь чётко и слаженно, что большинство композиций было записано за 2-3 дубля. Альбом «Rising» поступил в продажу в мае того же года, в чартах Великобритании поднялся до 11-й позиции, в США — до 40-й и в течении следующих нескольких лет приобрёл статус классического в хард-роке. В 1981 году Rising возглавил читательский список величайших хэви-метал-альбомов всех времен, составленный журналом Kerrang! Продолжая мистические традиции первого альбома, в музыкальном плане группа стала звучать солиднее с приходом более мастеровитых Пауэла, Бэйна и Кэрри. Настоящий шедевр этой пластинки - трек «Stargazer», записанный совместно с Мюнхенским симфоническим оркестром. Песня повествует о чародее, заставляющем людей строить ему башню к звёздам. Изнемогающие от жажды, голода и холода, бедняги ждут, когда он, полетев к звёздам, освободит их от своих чар. Однако, чародей, в конце концов, летит совсем не к звёздам, а падает вниз на землю и разбивается насмерть. Итак, «Stargazer».
Остаток 76-го года прошёл в разъездах. В январе 1977-го Ричи Блэкмор вновь решает обновить состав группы, заменив басиста и клавишника. Бэйну просто позвонил по телефону менеджер группы и сказал, что в его услугах более не нуждаются. Около месяца с группой репетировал вновь призванный Грабер из первого состава Rainbow, но в конечном итоге басистом стал Марк Кларк. Адекватную замену Кэйри найти не удалось, поэтому его увольнение было отложено.
В мае группа уже находилась в студии близ Парижа. В отличие от предыдущего альбома, запись этой пластинки шла долго и безрезультатно: «По прошествии шести недель мы обнаружили, что практически ничего не сделали, — вспоминает Блэкмор. — По сути дела, мы по-настоящему бездельничали, и если получалось найти хороший повод уклониться от записи, мы его использовали».
Игра нового басиста, который слишком часто не попадал в ритм, конечно же, не устроила Ричи. Срочно связались с Джимми Бэйном, но он отказался вернуться в группу. Тогда Блэкмору самому пришлось брать в руки бас-гитару. Кэйри, заметно отдалившийся от остальных участников группы, тоже долго не протянул, и был вскоре уволен.
К июлю основная часть работы была закончена. Группа уехала на гастроли с новыми клавишником Дэвидом Стоуном и басистом Бобом Дэйсли. Из интересного можно отметить то, что Ричи просидел несколько дней в тюрьме из-за драки с охранником на концерте в Вене.
Окончательно альбом был дописан в декабре. И хотя новоприбывшие участники группы указаны на альбоме в её составе, на самом деле они принимали участие в записи только нескольких песен. Альбом под названием «Long Live Rock’n’Roll» вышел лишь в апреле 1978 года.
Одноимённая композиция с нового альбома группы.
В Британии альбом подскочил до 7-го места, но в США не поднялся выше 89-й позиции, что для Rainbow было равносильно провалу. Сразу же за группу взялась звукозаписывающая компания Polydor, требовавшая записывать более коммерческую музыку. Дио стоял перед выбором: захочет ли он пойти на компромисс и остаться в группе, либо же покинуть её. Он выбирает второе.
Для меня всегда было удовольствием играть с Ричи, но делать музыку, которую он планировал, не стало бы для меня таковым; он хотел стать поп-артистом и писать песни о любви, а я этим не занимаюсь.
Об уходе Дио официально объявили в январе 1979 года. Лично мне очень жаль, что творческий тандем Блэкмора и Дио не просуществовал хотя бы ещё один альбом – столько хороших песен потерял мир…
Композиция «Rainbow Eyes» с последнего альбома Rainbow с Дио на вокале.
Я всегда говорю, что если ты чего-то очень сильно хочешь, окружающая реальность будет подстраиваться под твои желания. Так и получилось в случае с Дио. Только он ушёл из Rainbow, как из Black Sabbath вышвырнули окончательно спившегося Оззи. Где, как ни в Black Sabbath, Дио со своими мистическими текстами пришёлся бы как можно лучше ко двору. Сам вокалист позже рассказывал, что он сочинял мрачные тексты уже в Elf, но их было невозможно исполнять в стиле, в котором играл коллектив. В Rainbow он уже мог немного пофантазировать, и тексты стали чуть более «тёмными», а Black Sabbath стал для него той группой, в которой он мог делать то, что хочет: писать максимально мрачные песни.
Глава группы Тони Айоми говорил, что приход Дио, певца совершенно иного вокального стиля, ознаменовал собой радикальное изменение звучания группы. «Они были совершенно разными, и не только по тембру голоса, но и в самом подходе. Оззи был блестящим шоуменом, но Дио принёс с собой совершенно новое отношение к музыкальному решению в вокале. Если Оззи пел следуя риффу, как в 'Iron Man', то Дио — 'вопреки' риффу. Его приход привнес совершенно новый взгляд на сам процесс создания песен»
На первой же совместной репетиции родилась песня «Children Of The Sea». Давайте её и послушаем.
Первая совместная работа Дио с Black Sabbath - пластинка «Heaven and Hell» - не заставила себя ждать. Она вышла 25 апреля 1980 года и была хорошо принята критикой. Критики назвали релиз одним из лучших альбомов Sabbath, нёсшим в себе все признаки возрождения и присутствия новой энергии. «Heaven and Hell» поднялся до # 9 в Великобритании (# 28 США). Группа вышла в большое всемирное турне, длившееся весь 80-ый год.
Я не волновался, потому что моя задача была не стать таким же как Оззи, а быть музыкантом, который писал песни к альбому Heaven and Hell и исполнял их. Невозможно заменить легенду… можно только самому попытаться стать ею.
Как раз в это время Дио вводит в моду жест в виде «рогов» пальцами, который он часто показывал публике на концертах. Этот жест, названный «козой», стал неотъемлемой частью рок-концертов, а также приветствием для людей, слушающих тяжёлую музыку. По словам самого Ронни, «козу» он увидел у своей бабушки, которая использовала её как часть суеверия, отводящего сглаз и нечистую силу. Вот так-то!
Раз мы упомянули альбом «Heaven and Hell», то мы просто не можем пройти мимо одноимённой композиции, которая не только венчает этот альбом, но также является одной из любимых песен Дио и, по его утверждению, является особым предметом его гордости. Песня, как опять же объяснял Ронни, о том, что в каждом из нас есть зачатки добра и зла, и выбор между ними, между раем и адом – дело каждого отдельного человека.
Итак, 80-ый год, в середине турне за короткое время поочерёдно умирают родители барабанщика группы Билла Уорда. Он очень тяжело переносит этот удар и впадает в жуткий запой. Чтобы спасти турне коллективу приходится найти замену – им стал Винни Апписи.
В начале 1981-го года группа собирается в студии для записи следующего альбома «Mob Rules» – он вышел в ноябре того же года и был принят довольно тепло. Тексты и музыка становятся ещё более мрачными. Чего только стоит жуткая композиция «E5150», чьё название, придуманное басистом Гизером Батлером, представляет собой написание слова EVIL (зло) путем перевода римских цифр в арабские.
Я не пишу любовных песен, это не моя цель. Долгое время я был увлечён моральными аспектами, потому что песни должны быть хотя бы баснями, если им больше нечем быть. В Black Sabbath я затрагивал очень тяжёлые ситуации, которые многих приводят к смерти. Он «злой» парень, потому что пишет злые песни? Это неправда. Моей целью всегда было сделать людей более уверенными в том, что без добра не бывает зла, и без зла добра быть не может, это их выбор. Все песни с позитивной концовкой.
Композиция «The Sign Of The Southern Cross» с альбома «Mob Rules».
После записи альбома традиционно пошли гастроли, и всё шло в целом неплохо до октября 1982 года, когда Ронни Джеймс Дио и барабанщик Винни Апписи решают покинуть Black Sabbath. Последней каплей стали обвинения звукорежиссёра, будто они проникли на студию ночью и вывели себя в миксе на передний план во время записи концертного альбома «Live Evil». Тонни Айомми вспоминает: «Ронни хотел расширить сферу своего влияния, Гизера это раздражало, это и положило начало разладу. Во время записи «Live Evil» всё и развалилось. Студийный звукоинженер просто не знал, кого слушать: мы говорили ему одно, а Ронни — другое. В конечном итоге мы сказали: хватит, с группой покончено».
Что же было потом? А об этом вы узнаете в следующей передаче – да, материал оказался столь обширен, что в одну передачу его никак не удалось уместить. На прощание послушаем жемчужину альбома «Mob Rules», которая называется «Country Girl». В ней Дио доходчиво объяснит, почему же не стоит влюбляться в девушку из деревни.
Услышимся очень скоро, пока!