История группы Queen - передача #13 (1978 год, альбом Jazz)
Привет, друзья. Это передача «Рок-Омлет». У микрофона её ведущий, Алексей Апет. Сегодня, в нашем 13-ом выпуске, мы поговорим об альбоме под названием «Jazz». Но, чтобы немного поднять Вам настроение послушаем весёленькую композицию с этого альбома. Она называется «If you Can’t Beat Them».
Ну вот, другое дело! Итак, поехали!
В ноябре 1977 группа начала свое второе в году американское турне, а уже на Рождество вернулась домой. В январе 1978 г. на музыкальном фестивале МИДЕМ в Каннах "Куин" удостоилась награды французского радио как "рок-группа величайшего потенциала", и это неудивительно—ведь "We Will Rock You" пробыла на первой строчке французского хит-парада двенадцать недель.
Тем временем участники "Куин" продолжали приводить в порядок свои дела. Они наняли нового бухгалтера, Питера Чанта, и с его помощью основали собственную продюсерскую компанию "Куин продакшнз Лтд", а также дочерние — музкомпанию "Куин мьюзик Лтд" и кинокомпанию "Куин филмз Лтд". Чант ознакомился с состоянием финансов группы и посоветовал своим новым клиентам провести год за пределами Великобритании. (Согласно британскому налоговому законодательству, если налогоплательщик проводит 300 дней в году за границей, он освобождается от уплаты налогов, а налоги в те времена были нешуточные). Также нужно было быть осторожными, чтобы не подпасть под налогообложение какой-нибудь другой страны.
Разработав план, группа уезжает из Британии 9 апреля 1978 г. в Стокгольм на первый концерт своего двухмесячного европейского турне, которое завершилось в начале мая четырьмя выступлениями дома.
В ходе турне "Куин" отыграли в Западном Берлине, и Роджер с Брайаном воспользовались возможностью пересечь Берлинскую стену и познакомиться с Восточной частью города. Как пишут официальные биографы группы, поездка произвела глубокое впечатление. Находясь "по ту сторону", Брайан заметил нарисованное кем-то изображение на стене: слово "джаз" и много концентрических кругов вокруг него. Мэй сразу же подумал, что этот символ отлично ложится на музыку, которую группа планировала записать.
Композиция «Fat Bottomed Girls».
Запись материала для седьмого по счету альбома "Куин" продолжалась с июля по сентябрь 1978 г. и прошла в студиях "Маунтен" в швейцарском городе Монтрё и "Супербэар" во французском курорте Ницца. Сопродюсером альбома стал хорошо нам известный Рой Томас Бейкер. Возможно, воссоединение с Бейкером было вызвано потерей музыкантами былой уверенности в себе.
В итоге пластинка, выпущенная 10 декабря 78-го стала странной смесью диско, фанка, джаза, водевиля, ритм-энд-блюза и хард-рока. Рассмотрим эту гремучую смесь под лупой.
Открывает альбом колоритная композиция «Mustapha». Не сложно догадаться, кто её написал – конечно же Фредди. В тексте песни встречаются фразы на персидском, арабском и английском языках. А её музыка – это чудесное сплетение тяжёлого рока с восточными мотивами. Начало композиции стилизованно под мусульманскую молитву, в которой взывается к Ибрагиму и говорится, что Аллах хочет, чтобы мы за него молились. В основной части песни продолжается обращение к Ибрагиму и Мустафе с мольбой явиться и остановить разбойников, который бесчинствуют повсюду. Но кто же такие Мустафа и Ибрагим, или может это один человек по имени Мустафа Ибрагим? Есть мнение, что Мустафа и Ибрагим - это арабские имена библейских пророков Авраама и Моисея.
«Mustapha» была издана синглом в Германии, Испании, Югославии и Боливии, однако, высоких высот в чартах не достигла.
Ну а теперь давайте слушать!
Следующая композиция носит название «Fat Bottomed Girls» («Толстопопые девушки»). Она написана Брайаном и повествуется в ней о том, что именно эти самые девушки с толстыми попами заставляют весь мир двигаться вперёд. Песня была выпущена синглом вместе с «Bicycle Race», но об этом нашумевшем сингле я расскажу немного позже. Также на песню был снят клип с видео выступление группы.
Далее идёт песня Фредди «Jealousy» («Ревность»). В ней Брайан сделал маленькие вставочки на акустической гитаре, создавая эффект как будто он играет на ситаре. Песня была также выпущена синглом в 1979 году.
О, как ты можешь быть такой несправедливой?!
О, влюбиться - это была моя самая серьезная ошибка,
Откуда же мне было знать?
Я окунулся в любовь слишком глубоко, чтобы это понимать.
О, ревность, взгляни же на меня,
Ревность, ты все-таки завладела мной,
Ты захватила меня врасплох.
Ревность, ты толкнула меня на неожиданные действия,
Ты не могла проиграть, не могла потерпеть неудачу,
Ты постоянно преследовала меня.
Как же так, моя ревность?
Я был недостаточно мужественен,
чтобы позволить тебе ранить мою гордыню,
А теперь всё, что у меня осталось – это моя ревность.
Мы подошли к композиции, о которой у меня есть, что рассказать, потому что около неё завязана очень интересная, даже пикантная история. Эта песня носит название «Bicycle Race» («Велосипедная гонка»). Во время записей в Ницце через этот город прошла велогонка "Тур де Франс", которая вдохновила Фредди написать эту песню.
Композиция очень интересна как своей музыкальной частью, так и текстовой, смысловой частью. Постоянные смены ритмических рисунков, голосовые гармонии, все эти велосипедные штучки делают песню очень колоритной. Лирический герой композиции утверждает, что он не собирается подстраиваться под других и делать то, что ему скажут. У него есть своя позиция, и он точно знает, чего хочет. Он хочет кататься, кататься на своем велосипеде там, где ему нравится.
Так, а теперь сама история.
Еще до окончания работы над альбомом было решено, что две наиболее коммерческое песни — "Fat Bottomed Girls" и "Bicycle Race" следует выпустить на сингле с двумя сторонами А. Для раскрутки сингла какой-то гений (почему-то никто точно не может вспомнить, кто это был, официально сваливая все на рекламное агентство группы) решил, что для видеоклипа отлично годится толпа обнаженных девушек, катающихся на велосипедах. Если бы только этот рационализатор знал, сколько из-за этого будет неприятностей.
Однако поначалу всем показалось, что идея великолепна. Поэтому тут же пошли звонки во все известные агентства с приглашением манекенщиц, которые могли бы не только совершить стриптиз, но и умели кататься на велосипеде. И вот 17 сентября на лондонском стадионе в Уимблдоне послушно появились шестьдесят пять обнаженных девушек, чтобы сняться в клипе американского видеорежиссера Денниса Ди Вэлласа, а также продефилировать мимо многочисленных фотографов-оформителей. Девушкам повезло, поскольку для этого сезона погода стояла теплая и солнечная, Велосипеды бесплатно предоставила фирма "Халфордс" (потом она отказалась взять обратно использованные в съемках седла и потребовала от группы плату за их замену). Результаты съемок были использованы в клипе настолько завуалировано, что возникает вопрос, зачем вообще все это было затеяно (кроме как для смеха), нагота девушек была едва различима сквозь световые и прочие спецэффекты режиссера.
Цветной снимок этой велогонки также имелся на плакате, прилагавшемся к альбому (он был запрещен в США, вместо него в диск вкладывалась карточка-заказ, на которой имелся почтовый адрес для страждущих получить плакат), и еще один совершенно безобидный снимок одной девушки на велосипеде, со спины; он был помещен на обложку сингла и на рекламный плакат. К полному изумлению группы и ее фирмы грамзаписи, 13 октября, когда сингл поступил в продажу, поднялась буря протестов общественности. В США он был просто запрещён, и, чтобы не снимать его с продаж, на всех обложках велосипедисткам от руки были пририсованы трусики, иногда даже бюстгальтеры.
С точки зрения группы, гонка, видео и фотографии представляли собой безобидную, хотя и грубоватую, шутку, но пресса была другого мнения и обрушилась на группу со шквалом обвинений и критики. Как и следовало ожидать, она невзлюбила и сам сингл: "Если это и есть раскрутка их будущего альбома, для него надо собрать побольше серной кислоты", писала НМЭ. Но, как обычно, рецензии возымели небольшое действие: сингл "Bicycle Race/ Fat Bottomed Girls" поднялся до 11-го места британского хит-парада.
Из-за этого мы потеряли часть публики. Нам задают дурацкие вопросы вроде "Как вы могли пойти на такое? Это же противоречит духовности вашей музыки". Я могу ответить, что плоть — неотъемлемая сторона человеческой сущности, так же как духовность и интеллект. Нам было забавно. Я не собираюсь приносить извинения. Вся музыка вращается вокруг секса, иногда очень откровенно. Наша — нет. В нашей музыке секс присутствует косвенно или в шутливой форме, однако он присутствует.
Завершают первую сторону пластинки Джоновская «If You Can't Beat Them» и «Let Me Entertain You», написанная Фредди. Первая композиция – жизнерадостный рок, повествующий о том, что, если вы не можете с кем-то справиться, объединитесь с ним. А во второй песне поётся о том, как группа делает всё возможное, чтобы развлечь своих поклонников.
Открывает вторую сторону альбома одна из самых быстрых и агрессивных композиций группы, которая должна была стать отличным живым номером, однако никогда не исполнялась на сцене. «Dead On Time» («Погибший вовремя») повествует нам о той спешке, в которой живут многие из нас. В концовке песни, там, где Фредди прокрикивает «Ты труп!», мы слышим раскаты грома, записанные Брайаном на свой переносной магнитофон во время сильной грозы в Швейцарском Монтрё. На обложке альбома музыканты благодарят Господа за эту грозу. Слушаем…
Далее идёт песня Джона «In Only Seven Days» («Всего лишь за 7 дней»). У парня каникулы, он наконец-то вырвался на свободу и вдруг увидел её на берегу. К концу недели, когда они наконец познакомились и упоённо наслаждались общением друг с другом, каникулы закончились. Расставание. Парень грустит… Курортный роман с грустным концом…
Следующая песня, пожалуй, единственная которую можно хоть как-то соотнести с названием альбома. «Dreamer’s Ball» («Бал Мечтателя») была написана Брайаном и посвящается погибшему за год до этого Элвису Пресли.
Далее идёт композиция в стиле фанк с примесью диско, которую написал Роджера. «Fun It» - песенка о том, что пора бы нам всем здорово повеселится этой ночью.
За ней следует баллада Брайана. «Leaving Home Ain’t Easy» - композиция о том, как же нелегко покидать дом, но, возможно, это единственный выход.
Предпоследняя композиция пластинки – «Don’t Stop Me Now» («Не останавливайте меня сейчас»), написана Фредди. Она была выпущена синглом и добралась до 9 строчки хит-парада в Британии. Ходят слухи, что Брайан не любил эту песню, может быть поэтому, группа недолго исполняла её живьем.
Этой ночью я собираюсь здорово провести время,
Я оживаю, и мир выворачивается наизнанку, и я плаваю, погруженный в экстаз,
Так что не останавливайте меня сейчас,
Потому что я классно провожу время.
Завершает альбом песня Роджера «More Of That Jazz», слово «Jazz» в этом контексте можно перевести, как вздор или чепуха. В песне поётся о том, что нас со всех сторон пичкают этой чепухой и пора бы уже всё это прекратить. Кстати, в связи с этой песней, встаёт вопрос о том, какой же смысл вложили музыканты в название своего альбома.
Ну да ладно. Альбом, тем временем, достиг 2 строчки в Британии, продержавшись в чартах полгода и 17 недель в США, став платиновым по обе стороны океана. И это всё, несмотря на ругательные рецензии критиков: "Если у вас есть глухой родственник, вот ему подарок на Рождество", — отписала НМЭ, а критик "Саундз" рассуждал так: "Я бы очень хотел любить "Куин" так же, как и в начале семидесятых, но эта задача становится все более непосильной". Однако, ко времени выхода сингла " Don't Stop Me Now" в январе 1979 г. нашелся все-таки один объективный критик: "Что бы там ни говорили, Фредди обладает одним из великолепнейших голосов в роке, и "Куин" знает, как интеллигентно переходить с аккорда на аккорд".
На этом мы и закруглимся сегодня. До скорой встречи!