16.03.2012 / 3736 / История Queen

История группы Queen - передача #9 (осень 1974 - осень 1975, Bohemian Rhapsody)

 Добрый день, уважаемые слушатели. С вами снова передача «Рок-Омлет» и её неизменный ведущий Апет Алексей.  Давайте приготовим наш 9-ый королевский омлет!

 После выпуска своего третьего альбома, в конце ноября 1974 года, музыканты отправились в европейское турне, выступив в Скандинавии, Бельгии, Германии и Испании. Во всех странах билеты на концерты расходились моментально, а новый альбом группы занимал высокие позиции.

 Вернувшись домой, в декабре того же года, музыканты обратились к юристу Джиму Бичу, с просьбой помочь избавиться от контракта с "Трайдент". Причиной этого были смехотворные суммы гонораров от этой фирмы. После оглушительного успеха "Sheer Heart Attack" их жалованье возросло с 20 фунтов до 60 фунтов в неделю, однако эта зарплата абсолютно не соответствовала тому, чего они заслуживали.

 А хотели они немногого… Например, Джон Дикон нашел себе небольшой дом, в котором хотел поселиться со своей будущей женой (в январе 1975 г. он женился на своей давнишней подруге Веронике), и ему было нужно внести первый взнос 4000 фунтов, однако "Трайдент" отказала Джону в этом. Просьбы Фредди о новом рояле и Роджера о новой малолитражке также наткнулись на непробиваемую стену.

 Джим Бич начал вести переговоры о смене менеджеров группы; дискуссии, проходившие крайне враждебно, продлились целых девять месяцев.

 Композиция «Bring Back That Leroy Brown» с альбома, который мы рассмотрели в прошлой передаче.

 5 февраля 1975 г. "Куин" начала американское турне (билеты на все концерты были полностью распроданы). Однако и на этот раз турне было омрачено болезнями: теперь уже не повезло Фредди, у которого в разгаре турне пропал голос. После осмотра у врача Фредди получил неприятный диагноз — узелки на голосовых связках. А это означало - необходима операция. Фредди не хотел в это верить. И правильно! Специалисты из Нью-Йорка и Нового Орлеана узелков на связках не обнаружили, однако горло было сильно воспалено, и поэтому был необходим длительный покой. Десяток следующих концертов пришлось отменить.

 В то время как в Англии медленно тянулись деловые переговоры, группа провела короткий отпуск на Гавайях перед своим первым японским турне.

 Когда "Куин" прибыла в Токио, начиная турне из 11 концертов, "королевские" сингл и альбом занимали в стране 1-ое место. Музыканты получили царский прием: впервые со времен "Битлз", а Фрэди буквально влюбился в эту удивительную страну.

Выходя из самолёта, мы не знали, чего ожидать в аэропорту, и были просто ошарашены – сотни, тысячи фэнов ожидали нас там. Это было неожиданно, настоящая мания. Да и потом нам не давали проходу – люди были везде: в гостинице прятались за портьерами, ждали в коридорах – куда бы мы ни пошли, за нами буквально ходили по пятам. Мы первый раз столнулись с этим. Кошмар!

- Джон Дикон

 Когда группа возвратилась в Англию, Фредди вручили ежегодную премию искусств Айвора Новелло за песню "Killer Queen", и музыканты начали репетировать материал для следующего альбома. План был таков: создать "классический" (во всех смыслах) альбом, используя звукозаписывающую технику на грани фантастики и никаких синтезаторов. "Куин" все еще была убеждена, что "реальные" инструменты были предпочтительнее, и кроме того, казалось, что Брайан Мэй мог извлечь практически любой звук из своей необычной гитары.

 «Lazing on a Sunday Afternoon» - песня с четвёртого альбома группы.

 В августе 1975 –го "Куин", наконец, вырвалась из цепких объятий фирмы "Трайдент" (хотя при этом не обошлось без неприятности: турне по США, запланированное "Трайдент", пришлось отменить). Освободившись от пут тройного контракта, "Куин" перевела свои издательские права под юрисдикцию И-Эм-Ай, а затем подписала от своего имени новые контракты на записи пластинок с И-Эм-Ай и фирмой "Электра". Однако за свою свободу музыкантам пришлось выплатить "Трайдент" неустойку в размере 100 000 фунтов плюс согласиться на 1% отчислений от дохода будущих шести дисков. "Куин" срочно были нужны деньги и новый менеджер.

 "Куин" заинтересовался менеджер "Лед Зеппелин" Питер Грант, однако стороны так и не договорились друг с другом. Наконец, выбор пал на Джона Рида, менеджера Элтона Джона, контракт с ним был заключен в сентябре 1975 г. Первым достижением Рида стала сумма в 100 000 фунтов. Эти деньги были получены от И-Эм-Ай как аванс в счет будущих доходов группы. Меркьюри просто был в экстазе, когда группа освободилась от "Трайдент": "Мы испытываем такое облегчение, будто бы освободились от экскрементов".

 В августе 1975 года Мэй и Меркьюри немножко «подработали» на стороне: они написали ряд гитарных партий, фортепиано и вокал на сингле певца и исполнителя Эдди Хауэлла "Man From Manhattan" (он был выпущен в следующем месяце). Давайте для разнообразия прослушаем это творение.

 Четвёртый альбом группы был записан в шести различных студиях в течение пяти месяцев (причем часто члены группы были одновременно рассеяны по разным студиям!)

Название A Night At The Opera возникло в самом конце записи. Мы подумали: «Ну вот, все песни готовы, как же мы назовем наш альбом?» Это название должно было объединить весь материал, и тогда я сказал: «Постойте, здесь столько всяких оперных элементов, давайте взглянем с этой стороны». Тогда мы с Роджером придумали название, и оно как раз подошло.

- Фредди Меркьюри

 В итоге альбом окрестили названием комедии 1935 года с братьями Маркс в главных ролях.

 Брайан Мэй, вспоминая о работе над этим альбомом, говорил: «Думаю, мы понимали, что делаем что-то особенное. Мы говорили, что это может быть нашим Сержантом Пеппером. Или чем-то в этом роде».

Тогда мы переживали очередной этап нашего развития. Думаю, время и удача были на нашей стороне. Это был период альбома Night At The Opera, когда мы сочиняли как сумасшедшие. Была жажда работы — азарт, воодушевление, постоянная борьба, что было очень здорово. У нас было столько идей. Да, по правде говоря, мы немного перестарались с этим альбомом — впрочем, как и со многими другими. В определенных случаях мы всегда чувствуем, что заходим слишком далеко. Но с чем-то стоящим нестрашно и перестараться!

- Фредди Меркьюри

 Композиция «Seaside Rendezvous» с альбома «A Night At The Opera».

 Настоящей жемчужиной альбома, и вообще рок-музуки, можно по праву считать «Богемскую Рапсодию». И остаток нашей передачи я хотел бы посвятить этому музыкальному шедевру.

 Песня уникальна тем, что имеет необычную музыкальную форму. Её можно разбить на шесть разных по стилю частей, которые не делятся на куплеты и припевы и представляют отдельные музыкальные направления: оперу и балладу, пение а капелла и хэви-метал.

На самом деле я уже очень давно хотел сделать что-то такое вроде Bohemian Rhapsody. Не то чтобы я слишком раздумывал над этим во время записи предыдущих альбомов, но, когда мы подошли к четвертому альбому, я почувствовал, что готов это сделать. На самом деле это были три песни, и я просто соединил их вместе. Я всегда хотел сделать что-нибудь оперное, что-то задающее настроение в самом начале, потом переходящее в роковую вещь, которая внезапно прерывает оперную часть — хитрый трюк — и затем возвращается к исходной теме. Честно говоря, я не очень силен в опере: знаю несколько произведений. Я хотел создать нечто в этом направлении, что, как мне казалось, было по силам Queen. Получилось настолько хорошо, насколько позволяли мои ограниченные возможности.

- Фредди Меркьюри

 С момента выхода песни, не переставали утихать споры о её названии и содержании. Вероятно, смысловой акцент приходится на понятие «рапсодия», подразумевающее свободную форму, свойственную соответственным поэтическим и музыкальным жанрам.

 Что касается самой песни, предполагается, что она соотносится с романом Альбера Камю «Посторонний», который также представляет собой исповедь убийцы. Другие считают, что речь идёт о призывнике Войны во Вьетнаме, о его внутренней борьбе и протесте домашних.

 Меркьюри всегда был уклончив относительно ответа о значении песни.

Меня до сих пор спрашивают, о чем же на самом деле Bohemian Rhapsody, и я отвечаю, что не знаю. Я думаю, это развеивает миф и разрушает таинственность, придуманную людьми. Rhapsody — одна из тех вещей, которые дают простор воображению. Мне кажется, ее просто надо послушать, подумать и открыть какой-то свой смысл”.

- Фредди Меркьюри

 Песня состоит из шести частей — вступление, баллада, гитарное соло, опера, хард-рок и заключение. Формат, резкий переход от одной части к другой, тон и темп были необычны для рок-музыки того времени. Меркьюри и раньше так экспериментировал со стилями, как в песнях «My Fairy King», «Liar» и «The March of the Black Queen», которые можно смело называть предшественниками «Bohemian Rhapsody».

 Рапсодия начинается 4-голосным вступлением а капелла в соль миноре, в исполнении Меркьюри. Это вступление.

Это настоящая жизнь,
Или это лишь фантазия,
Погребенная под оползнем,
Ведь от реальности нет спасения.
Открой свои глаза,
Посмотри на небеса и подумай.
Я просто бедный парень, я не нуждаюсь в сочувствии,
Потому что меня дешево заполучить
Легко потерять:
Мое положение то лучше, то хуже:
И как бы ни подул ветер,
Это не имеет особого значения для меня

 Затем (где-то на 49-ой секунде) начинается баллада, которая начинается фортепианным вступлением в си-бемоль мажоре. Рассказчик говорит своей матери, что он «только что убил человека» и потому испортил себе всю жизнь. Далее идёт модуляция в ми-бемоль мажор и вступление Тэйлора на ударных. Снова обращение к маме и просьба не огорчаться, если он не придёт завтра домой как обычно. Далее повторяется куплет-баллада. Рассказчик говорит, как он устал и ему тяжело. Он прощается и готовится «встретиться лицом к лицу с правдой». Баллада завершается словами «Я не хочу умирать / Я иногда желаю, чтобы я вообще никогда не рождался».

 Сразу после последних слов баллады начинается гитарное соло Мэя. Оно служит своеобразным мостом между балладой и оперой. Оканчиваясь, оно резко обрывается при переходе на оперу.

 Быстрые ритмичные и гармоничные перемены создают оперную атмосферу, которая колеблется от такта к такту, содержит то один голос Меркьюри под рояль, то тщательно сделанные многоголосия с ударными, бас-гитарой, роялем и литаврами.

 Хор состоял из Меркьюри, Мэйя и Тэйлора. Так как Мэй мог достичь очень низких нот, Меркьюри имел очень мощный голос в средних тонах, а Тэйлор был неплох при достижении высоких нот, то их хор очень подходил, как сказал Тэйлор, для создания «стены звука, которая начинается внизу и далее поднимается вверх».

Хотите, чтобы я раскрыл несколько профессиональных секретов? Ладно. На самом деле это была колоссальная задача, поскольку композиция соединяла в себе три отдельные секции. Каждая требовала огромных усилий. Оперная секция в середине оказалась самой трудоемкой, потому что мы хотели воссоздать грандиозное оперное звучание силами всего троих поющих — Брайана, Роджера и меня. Это подразумевало многослойную запись и многое другое. Думаю, втроем мы создали эффект хора в 160—200 голосов.

- Фредди Меркьюри

 В оперной части упоминаются такие слова, как Скарамуш, Галилео, Фигаро, Мама мия, Басмала и Вельзевул, вероятно, дабы показать внутреннюю борьбу главного героя, который умоляет оставить его в покое и дать уйти, но злые силы и не собираются отпускать его из своих лап.

 Следующая часть: хард-рок, сопровождаемая агрессивным ритмом с тяжёлыми гитарными рифами. Главный герой, с вызовом обращается ко второму лицу:

Так ты думаешь,
Что можешь швырять в меня камни
И плевать мне в лицо
Так ты думаешь,
Что можешь любить меня
И обрекать на смерть.
О, крошка, ты не можешь со мной так поступать,
Крошка.
Просто нужно бежать,
просто нужно бежать отсюда

 После этих слов мы подходим к заключению. Громкость и агрессивность музыки постепенно спадает до уровня вступления. И песню завершают слова: «Ничто не имеет значения для меня. Как бы ни подул ветер...»

 Музыканты решили выпустить «Богемскую Рапсодии» в качестве сингла и сразу наткнулись на море негодования.

С самого начала это было рискованно. Людям на радио она не нравилась изначально, потому что была слишком длинной, а звукозаписывающие компании говорили, что не смогут продать ее в таком виде. После того как я соединил три песни в одну, они хотели, чтобы я снова ее разрезал. Можете себе это представить? Радиостанции могли отказаться транслировать шестиминутный трек. Многие говорили: «Вы с ума сошли! Никто не будет это ставить в эфир. Вы услышите только первые несколько аккордов, а потом они уменьшат громкость и потихонечку ее вырубят». Нам приходилось много ругаться. EMI была в шоке… «Шестиминутный сингл! Да вы шутите!» Но все получилось, и я очень рад.

- Фредди Меркьюри

 Да, всё действительно получилось благодаря одной маленькой хитрости. Музыканты пришли к Кенни Эверетту, ди-джею Radio-One и сказали: «Кенни, послушай эту песню, просто послушай. Как думаешь, она сгодится для эфира?» Он послушал и закричал: «Это же здорово! Я готов слушать её безостановочно. Можно оставить себе экземплярчик?» «Вообще-то можно, но мы ещё не договорились со студией грамзаписи». А он: «Обещаю, что не прокручу её в эфире! Обещаю». А потом он сделал так, как Queen и предполагали. Сказал в эфире: «Вчера я виделся с группой Queen. У меня их новая композиция. Но я пообещал не давать эту песню в эфир… Ой, простите, палец сорвался». И он поставил её, после сказав: «Простите, больше я не могу, я обещал». В течении следующих 2 дней (это были суббота и воскресенье) он пускал её в эфир 14 раз.

 В понедельник магазины грампластинок по всей стране буквально попали в осаду поклонников, и И-Эм-Ай пришлось срочно печатать огромный тираж, еще до официального заявления о выпуске сингла, так как на него поступило огромное количество заказов.

 "Рапсодия" была выпущена на сингле в День Всех Святых (31 октября). Она стала номером один в хит-парадах многих стран, в том числе Австрии, Бельгии, Ирландии, Канады, Испании, Новой Зеландии и продержался на пике много недель. Композиция была удостоена огромного количества самых высших наград, вот несколько из них:

  • В 2000 году по результатам опроса 190 тыс. человек «Bohemian Rhapsody» была признана лучшей песней тысячелетия.
  • В 2000 году песня заняла первое место на программе британского канала Channel 4 «Сто лучших номеров один»
  • В 2002 году песня заняла первое место в хит-параде синглов Гиннесса и, так же, первое по опросам Всемирной службы Би-Би-Си на звание лучшего сингла всех времён.
  • В 2004 году песня была включена в Зал Славы Грэмми.

 На сцене «Богемская Рапсодия» исполнялась обычно начиная с баллады, при этом оперная часть пелась в записи.

 Это вкратце, что качается самой композиции, но ведь был же ещё и видеоклип, который стал самым первым клипом, проложившим дорогу новому разделу музыкальной индустрии. Хотя клипы к песням снимались и раньше, это были простые записи игры исполнителей. На этот раз зрители были поражены не виданными ранее видеоэффектами.

 В клипе впервые были использованы следующие эффекты: накладывание кадра на кадр, разложение кадра через призму, копирование лиц и так далее.

 Музыканты говорили, что им стало понятно, что есть ещё один способ представления их творчества.

 Этот клип провозгласил эру Музыкального Телевиденья.

Мы решили сделать из Rhapsody видео и показать его публике. Тогда мы не знали, как это будет смотреться и как это воспримут. Для нас это была еще одна форма театрального представления. Но это приобрело бешеную популярность, и с тех пор каждый снимает видео. В то время группа просто записывала альбом и сразу же начинала гастроли, но иногда мы попадали в какую-нибудь страну только четыре-пять месяцев спустя. Мы поняли, что видео может дойти до массы людей во многих странах без нашего там присутствия, к тому же можно выпускать пластинку и видео одновременно. Это быстро прижилось и помогало поднимать продажи записей. Сейчас очевидно, что видео намного важнее, чем радио. Это основа MTV. Каждый раз, когда слышишь песню, автоматически представляешь ее видеоряд.
Это позволяет лучше понять песню и, возможно, почувствовать, что пытался сказать исполнитель. Но есть опасность ввести слушателей в заблуждение. Когда вы в первый раз слышите песню, у вас в воображении возникает свой образ, а потом вы смотрите видео и восклицаете: «Боже мой! Так вот что он имеет в виду!» Это действительно сводит все ваше представление на нет.

- Фредди Меркьюри

 Сегодня так много слов было сказано о «Богемской Рапсодии», пожалуй, пришло время её, наконец, послушать.

 Счастливо, друзья!

Падобныя матэрыялы:
Каментары (0):
avatar